Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Новости

Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

БАШ?ОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА№ЫНЫ*

M2FАРИФ МИНИСТРЛЫFЫ

 

Театр урамы, 5/2, ,)ф0 7.,  450077,

МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Театральная ул., 5/2, г.Уфа, 450077,

 

Б О Й О Р О ?

                            

«_____» ________________________  2019 й

 

 

        

    № ____

 

 

П Р И К А З

                                     

«____» _________________________  2019 г.

                                        

Об утверждении порядка проведения

итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах

в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан

 

 

      В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации  по образовательным программам основного общего образования, утвержденным  приказом Министерства просвещения Российской Федерации  и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018  года  № 189/1513,            в целях проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах образовательных организаций  Республики Башкортостан

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить порядок проведения итогового собеседования по русскому языку    в 9-х классах в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему приказу.
  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра И.М. Мавлетбердина.

 

 

 

И.о. министра                                                                                                  А.В. Хажин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  к приказу

Министерства образования Республики Башкортостан

от 23 января 2019 года № 57

 

 

Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан

 

1.                Общие положения

1.1.         Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах (далее – соответственно Порядок проведения, итоговое собеседование) определяет  категории участников итогового собеседования, сроки                              и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, рекомендуемый порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования.

2.                Категории участников итогового собеседования

 

2.1. Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования      (далее – ГИА) проводится для обучающихся 9-х классов, в том числе для:

лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – экстерны);

обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья           (далее – ОВЗ), обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов                    по образовательным программам основного общего образования, а также лиц, обучающихся  по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях,      в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся                        в длительном лечении.

 

  1. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании

 

Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление              и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации,         в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.

Обучающиеся, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы     (далее – справка, подтверждающая инвалидность). 

Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях и (или)     в местах проведения итогового собеседования, определенных Министерством образования Республики Башкортостан (далее – Министерство).

 

4.                Организация проведения итогового собеседования

4.1.         Министерство в рамках проведения итогового собеседования определяет:

порядок проведения, а также порядок (схему) оценивания ответов итогового собеседования;

порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования                  и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях     и (или) комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования, определенных Министерством;

порядок проверки ответов участников итогового собеседования экспертами, входящими в комиссию по проверке итогового собеседования;

порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования (далее - повторная проверка) комиссией, сформированной Министерством на муниципальном уровне, в случаях предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка;

порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей, направляемых в образовательные организации для наблюдения за соблюдением процедуры итогового собеседования, согласно приложению к настоящему Порядку.

4.2.         Ежегодно приказом Министерства определяются:

способ ведения аудиозаписи ответов участников итогового собеседования;

схема обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;

лица, ответственных за процедуру проведения итогового собеседования;

минимальное количество баллов, полученных обучающимися, экстернами          с ОВЗ, обучающимися, экстернами – детьми-инвалидами и инвалидами, за итоговое собеседование для выставления оценки «зачет»;

порядок и сроки передачи в Региональный центр обработки информации     (далее – РЦОИ) информации в виде специализированной формы для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее – специализированная форма), аудио-файлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;

сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования        и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;

места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов КИМ итогового собеседования, аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования   и других материалов итогового собеседования.

В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам Министерство направляет соответствующее письмо в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования.

Министерство организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее – ФИС ГИА и Приема).

4.3. Министерство обеспечивает:

организацию информирования участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия  со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячих линий» и ведения раздела на официальных сайтах в сети «Интернет» Министерства или специализированных сайтах;

проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяют места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;

ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные Министерством.

4.4. Образовательные организации на основании приказа Министерства в целях проведения итогового собеседования:

организуют проведение итогового собеседования в соответствии                          с требованиями настоящего Порядка;

обеспечивают техническую готовность к проведению и проверке итогового собеседования;

организуют аудиозапись итогового собеседования, которая хранится в органе местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее – ОМС), до 1 марта года, следующего за годом проведения итогового собеседования, а затем уничтожается лицами, уполномоченными ОМС;

формируют состав комиссий по проведению итогового собеседования                 и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях (далее соответственно – комиссия по проведению, комиссия по проверке);

обеспечивает отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению  и комиссий по проверке в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению               и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования;

под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных обучающимися, экстернами.

4.5. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового собеседования на официальных сайтах Министерства, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, публикуется информация:

о порядке проведения итогового собеседования – не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового собеседования;

о сроках проведения итогового собеседования – не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом собеседовании;

о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования – не позднее чем за месяц до дня проведения итогового собеседования.

4.6. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС              и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется РЦОИ.

 

  1. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
    1.  

      5.1. Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.

      5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.

      Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.

      В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).

      5.3.         В случае получения неудовлетворительного результата («незачет»)        за итоговое собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только                         в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая).

      5.4.             Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены       в текущем учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, в дополнительные сроки.

      6.         Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации

      6.1.             Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса    в образовательной организации. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). Участники итогового собеседования, ожидающие свою очередь, не должны пересекаться с участниками, прошедшими процедуру итогового собеседования. При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в образовательной организации.

      6.2.              Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

      6.3.             Для проведения итогового собеседования выделяются:

      учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования (далее – аудитория проведения итогового собеседования);

      учебные кабинеты образовательной организации, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании  (в учебных кабинетах образовательной организации параллельно может вестись урок для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди), а также учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начало следующего урока в данном учебном кабинете);

      помещение для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее – Штаб).

      6.4. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (например, компьютер, микрофон/диктофон).

      6.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть «Интернет» для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму.

      6.6. Создание комиссии по проведению и комиссии по проверке итогового собеседования обеспечивает руководитель образовательной организации не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования.

      В состав комиссии по проведению входят:

      ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;

      организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия                  в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится         во время учебного процесса в образовательной организации);

      экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с участниками итогового собеседования, проводит инструктаж участника собеседования                 по выполнению заданий, а также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника. Экзаменатором-собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы);

      технический специалист, обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования с федерального Интернет-ресурса (http://topic9.rustest.ru), а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи               в аудиториях проведения итогового собеседования, а также для внесения информации в специализированную форму.

      В состав комиссии по проверке входят:

      эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее – эксперты). К проверке ответов участников итогового собеседования привлекаются только учителя русского языка и литературы.

      Количественный состав комиссии по проверке определяет образовательная организация в зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в проверке итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования
      в образовательной организации.

      6.7. В аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования присутствуют:

      экзаменатор-собеседник;

      не более одного участника итогового собеседования;

      эксперт по проверке ответов участников итогового собеседования (в случае использования первой схемы оценивания).

      По решению образовательной организации допускается присутствие
      в аудитории проведения итогового собеседования технического специалиста для осуществления записи ответов участников итогового собеседования.

      6.8. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования осуществляется формирование и тиражирование материалов для проведения итогового собеседования в соответствии с одним из следующих вариантов, ежегодно определяемым Министерством:

      Первый вариант:

      РЦОИ формирует с помощью ПО «Планирование ГИА-9», тиражирует            и передает ответственному организатору образовательной организации списки участников итогового собеседования (для регистрации участников, распределения их по аудиториям), ведомости учета проведения итогового собеседования
      в аудитории (по количеству аудиторий), черновики для экспертов (для внесения баллов за ответы участников итогового собеседования);

      РЦОИ формирует, печатает на станции печати «ABBYY TestReader»                и передает муниципальному координатору бланки итогового собеседования              (по количеству участников итогового собеседования).

      Сформированные материалы передаются в образовательную организацию.

      Второй вариант:

      РЦОИ с помощью ПО «Планирование ГИА-9» формирует и передает                в образовательную организацию для тиражирования: списки участников итогового собеседования (для регистрации участников, распределения их по аудиториям) –    по защищенной сети передачи данных; ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории (по количеству аудиторий); черновики для экспертов (для внесения баллов за ответы участников итогового собеседования).

      РЦОИ формирует файлы на станции печати «ABBYY TestReader» для утилиты печати бланков итогового собеседования (по количеству участников итогового собеседования) и передает их в образовательную организацию;

      ответственный организатор образовательной организации с помощью технического специалиста обеспечивает тиражирование материалов для проведения итогового собеседования на утилите печати комплектов.

      6.9. В образовательной организации список участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список корректируется. Ответственный организатор образовательной организации распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле «Аудитория»

      6.10. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования технический специалист проверяет:

       готовность рабочего места для ответственного организатора образовательной организации (наличие доступа в сеть Интернет, рабочее состояние принтера, сканера (при сканировании материалов итогового собеседования в образовательной организации), наличие бумаги);

      готовность оборудования для записи ответов обучающихся (производит тестовую аудиозапись). Аудиозапись ответов не должна содержать посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника должны быть отчетливо слышны. Аудиозаписи сохраняются в часто используемых аудиоформатах (*.wav,*.mp3,*.mp4 и т.д.).

    6.11.  В случае отсутствия доступа у образовательной организации и РЦОИ      в день проведения итогового собеседования к федеральному Интернет-ресурсу для передачи КИМ итогового собеседования, РЦОИ незамедлительно обращается           в контактный центр ФГБУ «ФЦТ» для получения материалов посредством электронной почты (далее – резервная схема). В случае применения механизма резервной схемы РЦОИ публикует полученные от ФГБУ «ФЦТ» КИМ итогового собеседования на собственном Интернет-ресурсе (сайте) или направляет                     в образовательную организацию посредством электронной почты.

     

    7.                     Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования

    7.1.             Сведения по итоговому собеседованию вносятся РЦОИ в РИС посредством ПО «Импорт ГИА-9».  В РИС вносится следующая информация:

    об участниках итогового собеседования;

    о местах проведения итогового собеседования;

    о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;

    о распределении участников по местам проведения итогового собеседования;

    о результатах итогового собеседования, полученных участниками.

    7.2. Сведения об участниках итогового собеседования предоставляют органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования            и (или) образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.

    7.3. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФГБНУ «ФИПИ») (fipi.ru) и тиражирует           в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.

     

    1. Проведение итогового собеседования
      1.                                 

        8.1.             В день проведения итогового собеседования ответственный организатор образовательной организации с помощью технического специалиста не позднее чем за 60 минут до его начала получает с Интернет-ресурса и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования. 

        Материалы для проведения итогового собеседования размещаются                  на федеральном Интернет-ресурсе (http://topic9.rustest.ru).

        В случае отсутствия доступа к указанному Интернет-ресурсу технический специалист незамедлительно обращается в РЦОИ для получения материалов           по резервной схеме в соответствии с пунктом  6.11 настоящего Порядка.

        8.2. Ответственный организатор образовательной организации выдает экзаменатору-собеседнику:

        ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории,                где фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;

        материалы для проведения итогового собеседования;

        бланки итогового собеседования для оценивания ответов участников итогового собеседования.

        8.3. Ответственный организатор образовательной организации выдает эксперту:

        черновики для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования;

        комплект материалов для проведения итогового собеседования;

        возвратный доставочный пакет для упаковки бланков итогового собеседования;

        возвратный доставочный пакет для упаковки черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования.

        8.4. Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками, иными документами для проведения итогового собеседования.

        8.5.Ответственный организатор образовательной организации выдает организатору(ам) проведения итогового собеседования список участников итогового собеседования.

        8.6. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:

        аккредитованные общественные наблюдатели;

        аккредитованные представители средств массовой информации;

        должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан, при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих их полномочия;

        должностные лица органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих их полномочия.

        8.7.              Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете образовательной организации (на уроке) или в учебном кабинете ожидания (если параллельно для участников итогового собеседования не ведется образовательный процесс).

        8.8.         Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его              в аудиторию проведения итогового собеседования согласно списку распределения по аудиториям, полученному от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для данного участника – в учебный кабинет образовательной организации (параллельно может вестись урок).

        8.9.          Организатор сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в учебный кабинет.

        8.10.  Ответственный организатор образовательной организации на основании информации, полученной от организаторов, в списках участников итогового собеседования, в случае неявки участника, в поле «Аудитория» рядом с номером аудитории указывает букву «Н». Допускается проставление отметки о неявке участника итогового собеседования организатором проведения итогового собеседования по поручению ответственного организатора образовательной организации.

        8.11.  Технический специалист в каждой аудитории проведения перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток). При необходимости параллельно может осуществляться запись ответов каждого участника итогового собеседования отдельно.

        8.12. Экзаменатор-собеседник выдает участнику бланк итогового собеседования и контролирует внесение участником итогового собеседования регистрационных сведений и подписи в бланк итогового собеседования, передает бланк итогового собеседования эксперту, вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.

        8.13. Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента (рекомендованный временной регламент размещается на сайте ФГБНУ «ФИПИ»). 

        8.14. После заполнения участником регистрационных полей бланка итогового собеседования экзаменатор-собеседник фиксирует время начала итогового собеседования с участником в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории и проводит собеседование. Участник итогового собеседования перед началом ответа проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.

        8.15. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.

        8.16. В случае если выбрана первая схема оценивания ответов участников итогового собеседования, то эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заполняет черновик для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования, переносит результаты оценивания в бланк итогового собеседования на каждого участника.

        8.17. В случае если выбрана вторая схема оценивания ответов участников итогового собеседования, то после окончания итогового собеседования аудиозаписи в аудиториях сохраняются техническим специалистом на флеш-носители                   и передаются ответственному организатору образовательной организации для дальнейшего распределения аудиофайлов между экспертами для прослушивания      и оценивания.

        Рекомендуется при выборе второй схемы оценивания ответов участников итогового собеседования вести отдельные аудиозаписи для каждого участника. После завершения итогового собеседования участник прослушивает свой ответ для того, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны (обязательно при использовании второй схемы оценивания).

         Эксперты по окончании итогового собеседования прослушивают аудиозаписи с работами участников итогового собеседования и заполняют бланки итогового собеседования на каждого участника.

        8.18. После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение заданий КИМ итогового собеседования, организатор проведения итогового собеседования провожает его на урок или за пределы образовательной организации. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.

        8.19.  В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам», а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.

        8.20. После окончания итогового собеседования в аудитории эксперт пересчитывает бланки итогового собеседования, черновики для внесения первичной информации по оцениванию участника итогового собеседования , упаковывает их в отдельные возвратные доставочные пакеты и передает экзаменатору-собеседнику.

        8.21. Экзаменатор-собеседник передает ответственному организатору образовательной организации в Штабе:

        материалы, использованные для проведения итогового собеседования;

        запечатанные бланки итогового собеседования;

        запечатанные черновики для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования;

        ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.

        8.22.  По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников, сохраняет ее в каждой аудитории проведения и копирует на съемный электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору образовательной организации. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории, код образовательной организации.

        8.23.  Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

        8.24.  Ответственный организатор образовательной организации передает муниципальному координатору, определяемому ежегодными приказами Министерства, для доставки в РЦОИ:

        запечатанные бланки итогового собеседования;

        запечатанные черновики для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования;

        ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.

        8.25.  В случае необходимости в РЦОИ передаются аудио-файлы с записями ответов участников итогового собеседования, списки участников итогового собеседования.

         

        9.                Особенности проведения итогового собеседования для участников    с ОВЗ, участников детей-инвалидов и инвалидов

        9.1.             Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления          на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК,           а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в пункте 9.5 настоящего Порядка.

        9.2.         Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования –  детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался                по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся                        в длительном лечении, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, организует проведение итогового собеседования    в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

        9.3.         Основанием для организации проведения итогового собеседования        на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

        9.4.         Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся        на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, обеспечивает создание следующих условий проведения итогового собеседования:

        беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также            их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже;

        наличие специальных кресел и других приспособлений;

        увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку   на 30 минут.

        9.5.         Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся        на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников детей-инвалидов и инвалидов                     (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) создаются следующие специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития:

        присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учётом состояния здоровья, особенностей психофизического развития и  индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

        использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.

        Для слабослышащих участников итогового собеседования:

        оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективной, так и индивидуального пользования.

                 Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:

        привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;

                 Для слепых участников итогового собеседования:

        оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного               с помощью компьютера.

                 Для слабовидящих участников итогового собеседования:

                 копирование комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования         в день проведения итогового собеседования в учебном кабинете в присутствии ответственного организатора образовательной организации в увеличенном размере (формат А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный);

                 обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;

                 индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс,              но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).

                 Для участников с расстройствами аутистического спектра:

                 привлечение специалистов по коррекционной педагогике, а также людей,         с которыми указанный участник знаком, находится в контакте (например, родитель) в качестве экзаменаторов-собеседников. Оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.

         

        10.           Порядок проверки и оценивания ответов участников итогового собеседования

        10.1.        Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.

        Эксперты образовательной организации, участвующие в проверке                      и оценивании ответов участников, должны соответствовать указанным ниже требованиям.

        Владение необходимой нормативной базой:

        федеральный компонент государственных стандартов основного общего          и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России)              от 05.03.2004 №1089;

        нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;

        рекомендации по организации и проведению итогового собеседования.

        Владение необходимыми предметными компетенциями:

        иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование                        по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы».

        Владение компетенциями, необходимыми  для проверки итогового собеседования:

        умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;

        умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

        умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;

        умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;

        умение обобщать результаты.

        10.2.    Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по двум схемам (может быть выбрана как одна схема, так и две схемы одновременно):

        Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет»/»незачет». При этом,                         при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.

        В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта                 по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:

        ФИО участника;

        номер варианта;

        номер аудитории проведения итогового собеседования;

        баллы по каждому критерию оценивания;

        общее количество баллов;

        отметку «зачет»/ «незачет»;

        ФИО, подпись и дату проверки.

        Эксперт при необходимости имеет возможность пользоваться черновиками.

        Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования     в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.

        После завершения итогового собеседования каждого участника необходимо обеспечить прослушивание своего ответа каждым участником, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. Воспроизведение аудиозаписи может быть произведено экзаменатором-собеседником или техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации).

        10.3.        Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.

        11.                Обработка результатов итогового собеседования

         

        После завершения процедуры оценивания согласно настоящего Порядка, информация в виде бланков итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории передаются муниципальными координаторами, определяемыми ежегодными приказами Министерства, в РЦОИ для дальнейшей обработки. Проводятся стандартные процедуры сканирования, распознавания и верификации бланков итогового собеседования.

        В РИС производится обработка результатов итогового собеседования средствами специализированного программного обеспечения «АИС ГИА».

         

        1. Повторный допуск к проведению итогового собеседования

         

        Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку             в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта    и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся и экстерны:

        получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачёт»);

        не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденные документально;

        не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденные документально.

         

        13.           Проведение повторной проверки итогового собеседования

        13.1.    В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией, сформированной Министерством на муниципальном уровне.

        В этом случае в течение одного рабочего дня со дня объявления результатов итогового собеседования обучающийся подает заявление в орган местного самоуправления, осуществляющий управления в сфере образования.

        13.2.    Для повторной проверки такого итогового собеседования руководитель органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, направляет заявление и аудиозапись итогового собеседования                в Министерство.

        13.3.    Министерство принимает решение о повторной проверке итогового собеседования и создает комиссию на муниципальном уровне.

        Ответственное лицо переносит измененные результаты повторной проверки итогового собеседования в бланк регистрации.

                 Результаты повторной проверки итогового собеседования фиксируются               в протоколе.

         

        1. Срок действия итогового собеседования

         

        Итоговое собеседование как допуск к ГИА – бессрочно.

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

        Приложение

        к Порядку проведения

        итогового собеседования

         по русскому языку в 9-х классах

        в общеобразовательных организациях

        Республики Башкортостан,

        утвержденного приказом

        Министерства образования

        Республики Башкортостан

        от «23» января 2019 года № 57

         

        Порядок
        аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей, направляемых в образовательные организации для наблюдения за соблюдением процедуры итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в общеобразовательных организациях

         

        I. Общие положения

         

        1. Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей, направляемых в образовательные организации для наблюдения за соблюдением процедуры итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в общеобразовательных организациях (далее - общественные наблюдатели), осуществляется с целью объективного проведения итогового собеседования (далее - итоговое собеседование).

        2. Аккредитация общественных наблюдателей осуществляется ответственным сотрудником Министерства образования Республики Башкортостан, на которого возложены обязанности по проведению всего комплекса мероприятий по общественному наблюдению при проведении государственной итоговой аттестации.

        3. Аккредитация осуществляется на период проведения итогового собеседования в сроки, установленные Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования (далее - Рособрнадзор).

        4. Право на аккредитацию имеют совершеннолетние граждане Российской Федерации.

         

        II. Порядок аккредитации общественных наблюдателей

         

        5. Объявление о проведении аккредитации общественных наблюдателей размещается на официальном сайте Министерства образования Республики Башкортостан (https://education.bashkortostan.ru/) и официальных сайтах органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, но не ранее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения, установленной Рособрнадзором.

        6. Основанием для рассмотрения вопроса об аккредитации общественного наблюдателя является его личное заявление по форме согласно приложению №1       к настоящему Порядку. Заявление может быть подано уполномоченным лицом        на основании документа, удостоверяющего его личность, и доверенности, оформленной в установленном порядке.

        В заявлении указываются:

        а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), дата рождения, пол, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, подавшего заявление, адреса регистрации и фактического проживания, контактный телефон;

        б) населенный пункт, на территории которого гражданин желает присутствовать в качестве общественного наблюдателя в местах проведения итогового сочинения;

        в) даты присутствия в местах проведения итогового сочинения;

        г) дата подачи заявления.

        Указанные данные удостоверяются личной подписью лица, подавшего заявление.

        Места проведения итогового собеседования  для общественных наблюдателей определяются Министерством образования Республики Башкортостан с учетом пожеланий гражданина, указанных в его заявлении, и с учетом потребностей Министерства образования Республики Башкортостан.

        7. Решение об аккредитации в качестве общественного наблюдателя принимается Министерством образования Республики Башкортостан не позднее чем за один рабочий день до установленной Рособрнадзором даты проведения итогового собеседования.

        8. В случае выявления недостоверных данных, указанных в заявлении, возможности возникновения конфликта интересов, выражающегося в наличии          у гражданина и (или) его близких родственников личной заинтересованности            в результате аккредитации его в качестве общественного наблюдателя, Министерство образования Республики Башкортостан в течение двух рабочих дней с момента получения заявления выдает гражданину (уполномоченному лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности) нарочно или высылает по адресу фактического проживания, указанному в его заявлении, мотивированный отказ в аккредитации гражданина             в качестве общественного наблюдателя.

        9. Статус общественных наблюдателей подтверждается удостоверением общественного наблюдателя по форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку, выдаваемым Министерством образования Республики Башкортостан.

        В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) общественного наблюдателя, реквизиты документа, удостоверяющего личность общественного наблюдателя, номер удостоверения, дата его выдачи, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность лица, подписавшего удостоверение. Удостоверение общественного наблюдателя заверяется печатью аккредитующего органа.

        10. Удостоверение общественного наблюдателя в течение одного рабочего дня с момента принятия Министерством образования Республики Башкортостан решения об аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя выдается Министерством образования Республики Башкортостан аккредитованному лицу (уполномоченному им лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности) на руки или высылается по фактическому адресу, указанному в его заявлении.

         

        III. Права и обязанности аккредитованных общественных наблюдателей

         

        11. Аккредитованные общественные наблюдатели наделены статусом общественных наблюдателей при проведении итогового собеседования.

        Аккредитованные общественные наблюдатели имеют право присутствовать на всех этапах проведения итогового собеседования.

        Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе. Понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.

        12. В ходе проведения итогового собеседования аккредитованный общественный наблюдатель обязан соблюдать положения Порядка проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в общеобразовательных организациях в Республике Башкортостан, утвержденного приказом Министерства образования Республики Башкортостан от «23» января 2019 года № 57.

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

        Приложение №1

        к Порядку аккредитации граждан

        в качестве общественных наблюдателей,

        направляемых в образовательные организации

        для наблюдения за соблюдением

        процедуры итогового собеседования

         по русскому языку в 9-х классах

         в общеобразовательных организациях

         

                                     Заявление*

         

             Фамилия ____________________________________________________________

             Имя ________________________________________________________________

             Отчество (последнее - при наличии) _________________________________

             Пол (м/ж) __________________________________________________________

             Дата рождения ______________________________________________________

             Адрес регистрации __________________________________________________

             ____________________________________________________________________

             Адрес фактического проживания ______________________________________

             ____________________________________________________________________

             Контактный телефон _________________________________________________

             Реквизиты документа, удостоверяющего личность

             серия ________ номер ____________ дата выдачи ______________________

             кем выдан __________________________________________________________

             Населенный пункт ___________________________________________________

             Даты присутствия ___________________________________________________

             ____________________________________________________________________

             Дата подачи заявления ______________________________________________

             Документ,  подтверждающий  прохождение  соответствующей  подготовки,

        прилагается.

             ________________________________ подпись

         

             *   Заявление  об  аккредитации  граждан  в  качестве  общественного

        наблюдателя,  направляемого  в образовательные организации для наблюдения

        за  соблюдением  процедуры  итогового  собеседования, подается не позднее  чем  за  три  рабочих дня до даты проведения итогового собеседования.

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

        Приложение № 2

        к Порядку аккредитации граждан

        в качестве общественных наблюдателей,

        направляемых в образовательные организации

        для наблюдения за соблюдением

        процедуры итогового собеседования

        по русскому языку в 9-х классах

        в общеобразовательных организациях

         

                              Удостоверение* N___________________

         

        Фамилия

        __________________________________________________________

        Имя

        __________________________________________________________

        Отчество (последнее - при наличии)

        ______________________________________________________

        Реквизиты документа, удостоверяющего личность**

        серия ______

        номер _______

        дата выдачи _____________

        кем выдан _________________________________________________

         

             Дата выдачи "__" ____________________ 201__ г.

         

        Министр

        _______________________/ ____________________/ ________________________ /

            должность лица             подпись             ФИО подписавшего

                                                             удостоверение

        М.П.

         

             *  Удостоверение  общественного  наблюдателя действительно до 31 мая

        учебного года, в котором соответствующее удостоверение было получено.

             **    При  себе  также  необходимо  иметь  документ,  удостоверяющий

        личность.